Как диагностировать неисправности турбокомпрессора дизеля в домашних условиях
- Основные признаки поломки турбины
- Возможные причины выхода турбины из строя
- Диагностика турбины без демонтажа
- Диагностика демонтированной турбины
- Влияние неисправной турбины на работу двигате
- Возможность ремонта турбины в домашних условиях
- Рекомендации по обслуживанию и чистке турбины
- Когда обращаться в сервис?
- Заключение
- F.A.Q
Турбокомпрессор повышает мощность мотора без физического увеличения объема цилиндров в среднем на треть. От правильности его работы зависит функционал авто, поэтому важно знать, как проверить турбину на дизеле и поддерживать эффективность оборудования на должном уровне.
Диагностика турбокомпрессора машины в домашних условиях позволяет владельцу автомобиля не только найти неисправности, но и правильно определить источник их появления. Также проверка состояния агрегата служит гарантией уверенности в стабильной работе дорогостоящей системы, отсутствии поломок и незапланированных затрат, позволяет существенно продлить срок эксплуатации двигателя автомобиля.
Основные признаки поломки турбины
Есть целый ряд признаков, по которым можно судить о неисправности оборудования. Чаще всего это окрашивание выхлопного дыма в нехарактерные тона, повышение уровня шума при работе автомобиля, быстрый перегрев мотора даже если на улице достаточно низкая температура.
Не менее часто, если неисправен турбокомпрессор, то происходит падение тяги, становится невозможно быстро разогнаться, приходится часто доливать масло в двигатель, а при работе "на холостых" работа мотора становится нестабильной.
Важно
В любом случае требуется диагностика и знание, как проверить наддув турбины на дизеле, чтобы определить источник проблемы и затем нейтрализовать его.Внешние признаки неисправной работы
Среди внешних признаков поломки есть несколько характерных:
- Вибрация. Если при работе турбины дизельного двигателя происходит сильное нагнетание масла, увеличивается и общая вибрация узлов. Ее можно ощущать даже в салоне авто при включенном моторе. Особенно характерно такой признак появляется при низких оборотах или же на холостом ходу.
- Вой. Возникает при внутреннем дисбалансе агрегата из-за механических факторов – например, внутрь попал элемент свечи зажигания или камешек.
- Шум. При сильном нагнетании масла также может быть шум турбины. Это происходит из-за увеличенного трения частей турбокомпрессора и масляных частиц.
- Дым. Насторожить должно и изменение цвета дыма из выхлопной трубы. Можно заметить, что дым становится насыщенно белым, приобретает синеватый тон или превращается в серый.
Изменения в работе двигателя
О проблемах можно узнать и по изменению в работе самого силового агрегата. Обратите внимание на следующие признаки:
- Расход топлива. При поломке турбины происходит" недодув" дизельного топлива, в двигатель поступает бедная смесь, а потому нужного объема энергии не выделяется. Требуется больше дизтоплива для нормальной работы автомобиля.
- Мощность. Турбокомпрессор служит для повышения производительности мотора и его эффективности за счет нагнетания воздушных масс в камеру сгорания. А если есть поломка, то нагнетание будет проблематичным и потому мощность снизится.
- Перегрев мотора. Он может быть как периодическим, так и постоянным, в зависимости от степени запущенности поломки турбины.
- Плавающие холостые обороты. Это говорит о попадании воздуха в системе подачи топлива. Как следствие такой завоздушенности, нарушается нормальная работа мотора. Искусственно придавать обороты нажатием педали газа не стоит, потому что тяги это не даст, а только приведет к перерасходу топлива и масла.
Возможные причины выхода турбины из строя
Турбокомпрессор ломается при механических повреждениях корпуса или разгерметизации патрубков, несвоевременной замене фильтроэлементов или масла, а также:
- Из-за попадания посторонних частиц в колеса турбины или компрессора;
- При засорении системы;
- Из-за нарушения регламента ТО;
- От перегревания агрегата;
- Из-за разгерметизации патрубков;
- При использовании некачественного масла или его недостаточного уровня.
Механические повреждения
Нередко в процессе эксплуатации случаются механические повреждения. Например, в следующих ситуациях:
- При попадании к турбине посторонних частиц через некачественный или же изношенный фильтр. Песчинки, грязь и другие элементы провоцируют серьезные повреждения во время работы агрегата на высокой скорости. В результате лопасти ротора гнутся или совсем трескаются, даже может выходить из строя турбинное колесо.
- В некоторых случаях на СТО безответственные слесари могут случайно "уронить" в систему болт. А они намного крупнее и тяжелее песчинки и потому точно разрушат турбину при первом же запуске мотора машины.
- Если приводной агрегат не отличается хорошим техническим состоянием, то в ротор могут попадать осколки клапанов, поршней, колец, свечей зажигания вместе с выхлопными газами. Также к повреждению деталей турбосистемы приводит и скопление нагара.
Перегрев
Запуск турбины происходит под воздействием выхлопных газов при высокотемпературном режиме порядка 1000 градусов. Это приводит к повышению температуры корпуса, а также всех внутренних элементов с подшипниками. Моторное масло, которое поступает из контура двигателя, служит охладителем и смазкой для подшипника. Если масло не поступает, то вал блокируется, подшипник разрушается.
А если произошла мгновенная остановка двигателя после долгой езды автомобиля, турбина перегревается, потому что масло не циркулирует, отсутствует охлаждение. А оставшееся масло внутри турбины закоксовывается. Чтобы не допустить перегрева, нужно дать автомобилю поработать на холостом ходу.
Недостаточная смазка
Если турбина испытывает масляное голодание, нет достаточной смазки элементов, то все детали, трущиеся между собой, перегреваются и очень быстро изнашиваются. Недостаточная смазка бывает при несвоевременной замене фильтров, отсутствии масла в поддоне, неверной установке турбины, при попадании внутрь дизтоплива или охлаждающей жидкости.
Загрязненное масло
Если пренебрегать своевременной заменой масла, то в 90 % случаев, что в нем будут посторонние частицы абразива или продукты коксования. При работе агрегата они повреждают конструктивные элементы.
Также поломка возникает, если использовать не совсем качественное масло низкого сорта – оно загрязняет фильтр, перепускной клапан. Жидкость поступает в обход фильтра, загрязнения забивают систему, что негативно влияет на турбину.
Диагностика турбины без демонтажа
Чтобы проверить состояние турбокомпрессора проконтролируйте уровень масла, осмотрите корпус на трещины или подтеки и выходящий из выхлопной трубы дым. Также оцените уровень шума и специфику звуков турбины, осмотрите патрубки на утечки и проверьте, насколько авто динамично разгоняется.
Также для оценки состояния турбокомпрессора можно снять патрубок, добраться до крыльчатки и проверить ее на осевой и радиальный люфт. Допустимо, если радиальный люфт составляет около одного миллиметра – это обеспечивает тепловой зазор для нормальной работы при расширении и сжатии металла. А вот осевой люфт недопустим. Иначе устройство неизбежно заклинит.
Проверка уровня и состояния масла
Надлежащий уровень масла – гарантия того, что элементы находятся в смазанном состоянии, не трутся между собой и не ломаются. И потому важно поддерживать уровень, следить за своевременной заменой.
Для правильной оценки количества масла в двигателе оставьте автомобиль на ровном дорожном покрытии, дайте мотору полностью остыть и только после этого щупом делайте замер. Не лишним будет, если заглянете внутрь через заливную горловину – масло должно быть равномерным по консистенции и слегка коричневого, а не черного цвета.
Осмотр корпуса на трещины и подтеки
При осмотре корпуса уделяйте внимание отсутствию сколов или микротрещин на картридже, улитках. Также смотрите, в каком состоянии лопасти рабочих колес – они также не должны иметь деформации.
Загляните внутрь улиток холодной и горячей части, чтобы проверить на отсутствие механических повреждений и выбоин, притертостей или борозд в области лопастей.
Если видите подтеки масла, то сначала проверьте прочность крепления хомутов – иногда они плохо затянуты, маслянистая жидкость подтекает из патрубков. Если же при подтеках двигатель еще и потребляет много масла, то ситуация требует детальной диагностики с разбором корпуса турбины.
Оценка шума работы турбины
Причиной появления нехарактерных звуков при работе турбины могут быть поломки оси турбированного компрессора, ротора, трубопровода.
Для ывявления источника и характера звука заведите мотор. Если возникает свист, то система пропускает воздух, скрежет говорит о деформации, наличии трещин. Также посторонний звук может провоцироваться попаданием внутрь посторонних элементов, снижением пропускной способности маслопровода.
Проверка патрубков на утечки отработавших газов
Оцените состояние патрубков, которые соединяют турбокомпрессор с выпускным коллектором. Для этого привлеките помощника. Один человек пережимает патрубок, а другой газует. Если пережатый патрубок раздувается, то утечки нет, состояние нормальное. В противном случае есть утечка, а проблема может быть как из-за турбокомпрессора или мотора.
Оценка динамики разгона автомобиля
Турбина обеспечивает повышение мощности мотора. Однако, если она неисправна, начинает "гонять масло", то о высокой мощности можно "забыть". В результате уменьшается динамика автомобиля и его максимальная скорость. Это проявляется, если приходится усиленно жать на педаль газа и при развитии меньшей скорости с теми же оборотами мотора, что и ранее.
Причиной маломощности является понижение давления при утечке масла. Из-за этого происходит низкоэффективное сжатие воздуха и малоэффективное сгорание дизтоплива. Как итог – двигатель теряет мощность, быстрая динамика становится невозможной. Это особенно ярко ощущается при заезде "в гору" и при обгонах.
Наличие посторонних шумов при работе двигателя
От мотора не должно исходить скрежета, свистящих, стучащих звуков, различимого потрескивания. В идеале дизель работает равномерно. Если турбина ломается, появляется жор масла или механические дефекты, то меняется его "акустика".
Диагностика демонтированной турбины
Как проверить исправность турбины на дизеле? После визуального осмотра и при отсутствии критических признаков турбокомпрессор снимают для диагностики состояния актуаторов, датчиков и цепи, геометрии лопаток и корпуса, проверки целостности.
Проверка актуаторов и клапанов
Актуаторы – это управляющие клапаны, от них зависит геометрия газов. У них должна быть идеально ровная поверхность. Иначе у штока изменяется ход, верхнего уровня он не достигает, понижается мощность мотора.
Также проверьте состояние перепускных клапанов – они ответственны за контроль траектории движения отработавших газов, которые выходят из двигателя при уменьшении давления. Если они неисправны, с дефектами, то поток лишних газов через турбокомпрессор или до него будет нарушен.
Проверку проводите с помощью вольтметра. Проверьте внутренне сопротивление, а также срабатывание клапана. Во время диагностики обязательно замкните обмотки клапана.
Проверка датчиков и электрических цепей
Проблемы с электроникой и проводкой также могут вызывать сложности при эксплуатации турбированного мотора. Для проверки используйте мультиметр – отсоедините аккумулятор, отключите разъем от датчиков температуры и давленияэ, измерьте сопротивление на кабелях. При высоком сопротивлении требуется исключить повреждения проводов или разъемов.
Если оно малое или равно нулю, то ситуация в норме. В таком случае проверьте сопротивление цепей датчиков температуры и давления. Соотнесите с рекомендациями производителя.
Оценка геометрии корпуса и лопаток
При изменении геометрии корпуса меняются параметры работы мотора – снижается мощность, повышается уровень потребления топлива. Также усиленно изнашиваются рабочие поверхности турбины.
Для оценки используется измерительный инструмент, а полученные параметры соотносятся с нормативными показателями к конкретной турбине. Особое внимание при диагностике уделяйте измерению радиусов рабочих поверхностей.
Визуальный осмотр на трещины и деформации
При осмотре на наличие дефектов проверяется крыльчатка – нет ли на ней вмятин, зазубрин, гнутых участков. Также визуальная проверка позволяет обнаружить дефекты внешней оболочки системы турбонагнетателя – корпуса, соединительных фланцев, впускного коллектора.
Влияние неисправной турбины на работу двигателя
Нужно знать, как диагностировать турбину на дизеле и применять эти знания на практике, потому что невыявленные проблемы – это прямой путь двигателя на свалку.
Сломанная турбина вызывает потерю мощности при езде, повышение расхода дизельного топлива. Все это приводит к повреждению катализатора, клапанов или сажевого фильтра. Также повышается потребление масла двигателем, ломаются форсунки из-за изношенности втулок или вала.
Возможность ремонта турбины в домашних условиях
Важно не только знать, как понять, работает ли турбина на дизеле, а еще и уметь ее отремонтировать в случае необходимости. Но сделать это самостоятельно не всегда возможно. Если дело касается простых поломок – например, замены масла или фильтра, то можно не прибегать к помощи экспертов.
В остальных случаях ремонт стоит поручить мастерам. Они проверят устройство в реальном режиме эксплуатации с разными оборотами вала, проведут настройку с устранением резонансных частот, чтобы не провоцировать разрушение конструкции. Также в сервисе обязательно проводится балансировка совместной работы мотора и турбокомпрессора, после ремонта проверяется эффективность наддува.
Кроме того, с профессиональным оборудованием в сервисцентре качественно балансируется ротор в радиальном и осевом положении, добалансируется крыльчатка, проверяется надежность работы всей системы.
Рекомендации по обслуживанию и чистке турбины
Регулярно обслуживайте оснащение:
- Своевременно меняйте масло в моторе и используйте качественные расходники.
- При использовании избегайте резкого перепада давления масла из-за скачков оборотов двигателя.
- После эксплуатации сразу не глушите мотор – дайте поработать на холостых еще минуты три.
- Используйте только прогретый двигатель.
Периодически чистите турбину, чтобы удалять загрязнения, нагар и другие посторонние частицы. Для этого закройте все клапаны, отключите турбину от системы. Сначала удалите загрязнения с внешней части корпуса, включая все труднодоступные места.
А потом с помощью специальных средств (смазок или растворителей) обработайте внутренние части для удаления всех отложений. Промывать систему можно несколько раз, если загрязнения не устраняются в первого раза.
Важно!
Для очистки применяйте только специальные средства, рекомендованные производителем.После очищения, проверьте масло и состояние фильтров, замените при необходимости. Далее смажьте подшипники и установите турбину на место, чтобы запустить мотор для проверки работы.
А если сомневаетесь в своих силах по техобслуживанию или не хотите тратить на это время, не знаете, как проверить давление наддува турбины на дизеле, то поручите работу профессионалам.
Когда обращаться в сервис?
Если вы заметили:
- Сизый дым из выхлопной трубы.
- Посторонние звуки из турбины.
- Нетипично высокий расход топлива.
- Повышение потребности мотора в масле, то стоит срочно ехать в сервис для диагностики и ремонта турбины.
Помните, что каждый километр со сломанной турбиной приближает полный выход двигателя из строя. При своевременном обращении на СТО вы избежите фатальных поломок и сможете с минимальными потерями сил, средств и времени вернуть транспорт в эксплуатацию.
Заключение
Турбированные авто – функциональные, быстрые и мощные. Однако эксплуатация турбины, ее обслуживание требует соблюдения определенных правил. Кроме того, важно регулярно проводить самодиагностику состояние турбокомпрессора, чтобы своевременно обнаружить проблему, выявить источник и локализовать его. Самостоятельная диагностика несложна, но значительно повышает эксплуатационный ресурс дорогостоящей турбины и автомобиля в целом.
F.A.Q
Q: Как правильно разобрать и собрать турбину?
A: Для разборки отвинтите крепления турбины и снимите с мотора. Дальше выверните болты крепления улиток, освободите вал и вентилятор, снимите их. Сборку проводите в обратном алгоритме.
Q: Частые поломки турбины?
A: Чаще всего устройство приходит в негодность, если изнашиваются подшипники, ломается турбокомпрессор, перегревается, нарушается работа клапана отвода. Также поломка происходит при механических повреждениях – если внутрь попадают частицы посторонней взвеси, обломки внутренних элементов или даже детали.
Q: Медленный разгон машины. В чем проблема?
A: Если заметили неохотное ускорение автомобиля при неизменных условиях эксплуатации, то стоит продиагностировать турбокомпрессор. Он может быть поврежден или возникла другая неполадка. Специалисты рекомендуют ориентироваться на то, что для мотора мощностью в 180 лс нормальное время разгона составляет порядка 8 секунд.
Q: Приходится часто доливать масло в двигатель с турбиной. О чем это говорит?
A: Среднее потребление масла мотором составляет примерно 1-3 литра на 10 000 км пробега. Допустимы и меньшие цифры. Но если показатель много выше, сначала проверьте турбину. Возможно, это говорит о повреждении турбированного компрессора. Также ситуация складывается при использовании некачественного масла или же изнашивании цилиндропоршневой группы
Q: Какие меры профилактики для того, чтобы турбокомпрессор работал без поломок?
A: Чтобы сохранить функционал системы, своевременно меняйте воздушные фильтры. Также обязательно используйте только масло оригинального производства и меняйте его каждые семь тысяч пробега. Проверяйте показатели давления наддува.
Не забывайте, что авто с дизельным двигателем и турбокомпрессором необходимо предварительно прогревать. Если приехали из долгого путешествия, то пусть мотор поработает на холостых оборотах и немного остынет (это минуты 3-4), а только потом выключайте зажигание.
Так вы избежите появления осадочной взвеси углерода и сохраните подшипники. И регулярно проводите обслуживание турбины и всех узлов автомобиля. Все рекомендации касаются как дизельного, так и бензинового авто.