Как работает масляный насос: подробное описание
Для стабильной и эффективной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо обеспечить смазку трущихся между собой деталей и механизмов. В смазочной системе важно поддерживать постоянную циркуляцию масла и подачу его под давлением. За перемещение и нагнетание смазочного материала в силовом агрегате отвечает масляный насос. От его технического состояния и исправности напрямую зависит эффективность смазывания деталей ДВС и равномерность распределения смазки.
Что такое масляный насос и зачем он нужен?
Масляный насос двигателя – устройство топливной системы транспортного средства, которое оснащается двигателем внутреннего сгорания. С помощью агрегата создается давление в системе смазки для обеспечения достаточного смазывания трущихся деталей/механизмов. Деталь перемещает масло из картера в масляный бак, который находится в двигателе. Насос начинает работать от коленвала или распредвала с применением приводного вала.
С помощью масляного насоса двигатель получает смазку в необходимом количестве, что обеспечивает:
- Эффективное смазывание всех скользящих конструктивных элементов.
- Охлаждение деталей (предотвращает перегрев мотора и продлевает его срок эксплуатации).
- Очистку от отложений и продуктов сгорания.
- Защиту от преждевременного износа и коррозии.
- Подавление шумов и нивелирование колебаний.
- Передачу силы/энергии.
Как устроен масляный насос?

Масляные насосы отличаются простой и надежной конструкцией. Устройства отличаются большим эксплуатационным ресурсом. Если знать, как устроены данные агрегаты, будет проще оценивать их основные рабочие показатели и безошибочно определять, когда устройства выходят из строя, чтобы произвести своевременную замену.
Устройство масляного насоса предусматривает следующие конструктивные элементы:
- Корпус. Герметичная металлическая часть. Внутри находятся конструктивные элементы.
- Ротор или шестерни. Используются ведущие и ведомые шестерни. Они задействуются для подачи смазки от всасывающего канала в систему (смазывающий материал проходит через нагнетательный канал). Ротор – вращающийся конструктивный элемент, который способствует передаче кинетической энергии перекачиваемой жидкости. Его вращение происходит эксцентрично.
- Клапаны (перепускной, редукционный). Редукционный клапан масляного насоса предохраняет устройство и систему смазки от сильного повышения давления, когда силовой агрегат работает на высоких оборотах. Его открытие происходит, когда давление преодолело пороговое значение. Перепускной клапан срабатывает при засорении фильтрующего элемента. Также он активируется, когда смазывающий материал приобретает густую консистенцию. Клапан срабатывает в случае увеличения давления. С его помощью гарантируется стабильный поток смазки, что позволит исключить недостаточное смазывание трущихся деталей/механизмов.
- Маслоприемник. Приспособление, использующееся для подачи смазки в насос.
- Фильтр. Фильтрующий элемент, который очищает масло от посторонних примесей и загрязнений.
Принцип работы масляного насоса
Для увеличения срока эксплуатации агрегата и правильного его обслуживания необходимо знать, как работает масляный насос:
- Масло перемещается из картера в масляный бак, который расположен в двигателе.
- Смазка сжимается, а затем выполняется ее подача в систему.
- Смазывающий материал подвергается фильтрации с последующим распределением по каналам силового агрегата.
- Контроль давления.
В системе смазки маслонасос располагается в самом начале перемещения смазывающего материала. Жидкость из маслоприемника поступает в насос, проходит через фильтр и направляется в систему ДВС. Устройство приводится в движения за счет коленчатого вала с помощью ремня/зубчатого сцепления. Масляный насос функционирует синхронно с оборотами силового агрегата. В случае высокого давления активируется редукционный клапан (пружинный механизм). Главная его задача заключается в нивелировании чрезмерного количества смазывающего материала. Лишнее масло поступает обратно в картер.
Какие бывают виды масляных насосов

Выделяют следующие типы масляных насосов:
Шестеренчатые
Привод выполняется от коленвала. Уровень давления смазки зависит от оборотов двигателя. Чтобы поддерживать нужное давление масла осуществляется совместная работа с клапаном. Конструктивно шестеренчатые насосы включают в себя две шестерни, прочный корпус с каналами, а также клапан редукционного типа и сальники. Данный вид маслонасосов бывает с внешним зацеплением (шестерни располагаются вблизи и имеют с внешней стороны зубья) и внутренним зацеплением (ведущая шестерня обладает внешними зубьями, а ее расположение предусмотрено во внутреннюю часть ведомой шестерни). Основное преимущество шестеренчатых насосов заключается в их компактности. Смазка поступает внутрь канала, а затем сжимается (данный процесс гарантируют шестерни). Затем масло под давлением отправляется в нагнетательный канал. Шестеренчатые насосы создавать давление в диапазоне 2-16 атмосфер.
Роторные
Сжатие масла происходит за счет статора и ротору (размещен внутри устройства). Насосы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. В первом виде маслонасосов предусматривается специальная регулировочная пружина. С ее помощью происходит изменение объема полости за счет вращения статора. Гарантируется поддержание стабильного давления при разных режимах работы двигателя. Нерегулируемые устройства функционируют благодаря действию коленчатого вала. Уровень давления масла является пропорциональным оборотам силового агрегата. Когда давление достигает предельного значения, тогда оно сбрасывается с помощью редукционного клапана.
Плунжерные
В качестве рабочего элемента используется плунжер. Он совершает движения в зад и вперед внутри цилиндра, обеспечивая стабильный поток масла.
Признаки неисправности масляного насоса

При поломке масляного насоса потребуется его сразу заменить, чтобы предотвратить выход из строя двигателя. Данная процедура требует выполнения частичной разборки силового агрегата. Вначале снимается ремень или цепь ГРМ, а затем шкивы и шестерни. После демонтажа данных деталей обеспечивается доступ к масляному насосу. Устройство фиксируется с использованием нескольких болтов.
Если не работает масляный насос, какие признаки?
- Появление постороннего шума в двигателе.
- Увеличение расхода масла.
- Перегрев силового агрегата.
- Снижение/повышение уровня смазки.
- Возникновение очагов коррозии.
- На приборной панели светится лампочка, указывающая на низкое давление масла.
- Выдавливание смазочного материала из-под клапанной крышки/сальники.
Посторонние звуки возникают в результате высокой степени износа шестерен. Масло выходит наружу вследствие чрезмерного давления из-за неисправности редукционного клапана.
Причины возникновения поломок:
- Механический износ шестерен или ротора.
- Увеличение зазора между конструктивными частями насоса и корпусом.
- Забитее грязью сетки маслоприемнике или каналов каналах.
- Неисправность клапана.
- Низкое качество смазывающего материала.
- Утечка в картере.
- Проблемы с приводом.
Как узнать, работает ли масляный насос? Можно выполнить несложную проверку. С порядком ее проведения следует означиться в технической инструкции автомобиля. Она предусматривает осуществление таких действий:
- Проверка передней крышки устройства. На ней не должно быть механических повреждений в виде трещин, сколов и пробоин. При наличии деформаций кружку нужно заменить на новую.
- Разобрать деталь.
- Совершается внешняя проверка зубьев шестерен (определяется степень износа). При сильном износе необходимо заменить шестерни.
- Определяется герметичность крышки насоса относительно шестерен. Оцениваются уступы, щербины и прочие деформации, способствующие увеличению зазора между шестернями и корпусом устройства.
- Проверка зазоров между зубцами с использованием щупов. Допустимый предел не более 0.3 мм.
- Измерение зазора между шестернями и корпусом (допустимое значение не должно превышать 0.25 мм).
- Определение зазора между торцами шестерен и корпусом (норма составляет не более 0.25 мм).
Когда все основные параметры находятся в пределах нормы, тогда причина снижения давления кроется в другой причине. При износе или повреждении конструктивных элементов насоса рекомендуется полностью заменить масляный насос.
Как продлить срок службы масляного насоса?

Зная, как проверить работает ли масляный насос, можно избежать множества проблем с работой двигателя. Если устройство функционирует с перебоями, тогда возникает нарушение поступления масла в важные узды силового агрегата. Из-за этого происходит преждевременный износ деталей.
Для продления эксплуатационного срока масляного насоса потребуется:
- Использовать качественное моторное масло, которое рекомендовано для двигателя заводом-изготовителем.
- Регулярно менять смазку и фильтры согласно рекомендациям производителя.
- Систематически отслеживать уровень смазывающего материала.
- Периодически проверять давление масла.
- Очищать фильтрующие элементы и маслозаборника от скопившихся загрязнений.
Благодаря своевременной профилактике, регулярному техническому обслуживанию и периодической доливке качественного масла удастся увеличить срок службы масляного насоса.
Заключение
Масляный насос является основным конструктивным элементом двигателя автомобиля. Чтобы гарантировать надлежащее смазывание трущихся между собой деталей/механизмов необходимо поддерживать маслонасос в идеальном техническом состоянии и соблюдать рекомендации завода-изготовителя. При выходе его из строя в большинстве случаев выполняется полная замена детали. Для проведения данной процедуры необходимо обратиться к квалифицированному специалисту. Благодаря доступности устройств удастся без особых трудностей подобрать узел для любой марки и модели авто. Большой ассортимент масляных насосов, которые можно купить по невысокой цене, представлен в каталоге на сайте.