Механизм действия плунжерной пары в топливной системе ТНВД
Топливный насос высокого давления (ТНВД) – один из ключевых элементов дизельных двигателей. Он обеспечивает впрыск горючего и напрямую влияет на эксплуатационные характеристики этого агрегата.
Основой самого ТНВД является механизм, непосредственно осуществляющий подачу: это плунжер, перемещаемый внутри системы при помощи кулачкового вала. В этой статье мы разберем, как работает плунжерная пара, наиболее распространенный вариант конструкции насоса.
Определение и история появления
Плунжер представляет собой цилиндрический поршень, длина которого существенно превышает диаметр. Фактически он состоит из двух частей.
Второй деталью является втулка, внутри которой и происходит поступательно-возвратное перемещение. В ней же имеются специальные отверстия, необходимые для подачи топлива внутрь и его транспортировки в цилиндры двигателя.
Понятие "плунжерная пара"
Комплект из плунжера и втулки называют "плунжерной парой". Их механизм настолько точно подогнан друг к другу, что при ремонте автомобиля его обычно меняют в сборе.
Когда появился плунжер
Изначально подачу топлива в мотор обеспечивал массивный компрессор. Его применение заметно сказывалось на КПД силового агрегата. Ситуация изменилась, когда Роберт Бош предложил новую концепцию работы топливного насоса.
Интересно:
Плунжерная пара позволила ощутимо уменьшить габариты двигателя без потери мощности. Чтобы увеличить срок службы производители экспериментируют с материалами. База остается прежней у всех брендов, выпускающих автомобили.Конструкция узла и технология изготовления
Основная задача при производстве ТНВД с плунжером – обеспечить герметичность конструкции при сохранении свободного хода "поршня" внутри втулки. Получить такое сочетание можно только за счет точного соблюдения геометрических размеров, специальной обработки поверхности обеих соприкасающихся деталей.
Рабочий зазор у большинства моделей топливного насоса не превышает 1-3 мкм. При физическом износе блок подлежит замене, сервисные центры его не восстанавливают.
Отдельно отметим, как выглядит плунжерная пара. Она представляет собой цилиндр небольшого диаметра с отверстиями для подачи топлива. Верхняя часть обычно утолщена, там располагается штуцер для подвода солярки. На каждый цилиндр двигателя устанавливают отдельная плунжерная пара, работающая синхронно с другими благодаря системе управления.
Разновидности
Выпускают несколько типов плунжерных пар. В зависимости от марки автомобиля на нем может быть установлен ТНВД с электронным управлением или без него. Первый тип работает по сигналам от бортового компьютера, второй на базе применения вакуумных, механических элементов.
Бывают конструктивные отличия:
- VE-типа, один плунжер обеспечивает подачу на все форсунки. Их еще называют пучковыми. Вариант встречается на легковых автомобилях, на коммерческом транспорте небольшого веса.
- V-образные, отличаются двухрядным расположением, ориентацией друг к другу от 75 до 120 градусов. Применяется аналогично рядным устройствам (зависит от конструкции двигателя).
Отличаться плунжерные пары могут и приводом. Выпускаются роторные (кулачковые), аксиальные (торцевые) и с внешним блоком.
- Первый вариант обычно включает одну топливную секцию и от 2 до 4 плунжерных пар.
- Второй предполагает установку на каждый отдельно взятый плунжер.
- Третий встречается редко из-за его относительной сложности в обслуживании.
Отличие от поршня
Плунжер фактически является одним из вариантов поршня. В плунжерной паре так же происходит возвратно-поступательное движение, форма основной детали цилиндрическая. Различия есть как во внешнем виде, так и в возможностях.
Отличия:
- Конструкция позволяет получить существенно большее давление, чем это возможно при работе с классическими поршнями.
- Кольца (манжеты) для уплотнения соединения расположены на гильзе, а не на движимой части как в поршневых двигателях.
- Зазор между соприкасающимися деталями практически в 10 раз меньше, чем на моторе (0,001-0,003 мм против 0,05-0,07 мм).
Чтобы обеспечить длительный срок службы плунжерные пары изготавливают из высокопрочных, износостойких марок стали. На поршни же идут алюминиевые сплавы, а для дорогих двигателей на мощные авто специальные виды керамики.
Принцип работы плунжерной пары
Теперь разберем, как работает плунжерная пара в ТНВД. В основу алгоритма заложено возвратно-поступательное движение двух основных деталей.
За счет него (алгоритма) и происходит нагнетание топлива в требуемом объеме и при заданном давлении. Во втулке сделаны отверстия, через которые внутрь и поступает воздушно-топливная смесь. При начале рабочего цикла происходит полная герметизация конструкции, чтобы избежать стравливания давления в систему подачи топлива.
Штатная схема работы плунжерной пары:
- Начало цикла предполагает, что плунжер под воздействием прижимной пружины находится в нижней части втулки (гильзы).
- Кулачковый вал перемещает цилиндр в верхнюю часть и одновременно повышает давление внутри механизма (над вытеснителем).
- Рост уровня нажимания приводит к открытию клапана, переносу очередной порции топлива через форсунки в камеру сгорания.
- Под воздействием пружины после прекращения давящего усилия кулачкового механизма плунжер возвращается на место.
Применение и назначение плунжерной пары
Направления, где актуальны механизмы с плунжером, объединяет одно требование к их устройству и техническим характеристикам – необходимость в высоком давлении рабочих сред.
Конструкция эффективна при работе и с жидкостями, и с газами, и с аэрозолями разной степени насыщенности составляющими компонентами.
Основной сферой применения плунжерной пары является ТНВД в дизельных двигателях:
- Подача топлива к форсункам одновременно с увеличением давления.
- Дозирование его количества исходя из выбранного режима эксплуатации.
- Регулирование режима впрыска в камеры сжигания двигателя.
Эффективность работы агрегата во много зависит от сигналов, подаваемых электроникой машины (бортовым блоком управления, ЭБУ). Механические системы являются менее гибкими в сравнении с цифровыми.
Преимущества и недостатки плунжерной пары
Считается, что актуальность дизельных двигателей резко возросла именно после появления такого блока как ТНВД с плунжерной парой.
Основные преимущества ТНВД с плунжерной парой:
- Высокая надежность узла. Блок подачи солярки в двигатель является одним из наиболее активно используемых и подверженных износу. Поэтому можно считать, что ресурс движка во много зависит именно от плунжера.
- Относительно большая эффективность. Модуль обладает высоким КПД. Он одновременно выполняет несколько задач: обеспечивает высокое давление подачи топлива, дозирует его объем, регулирует режим впрыска в камеру сжигания.
- Экономичность. Внутрь двигателя попадает строго отмеренный объем дизтоплива, который сгорает полностью. Это при обычных условиях эксплуатации благоприятно сказывается на количестве вредных выбросов в атмосферу.
Из-за микроскопических зазоров даже мельчайшие частицы влияют на работоспособность узла, на его долговечность. Отчасти этот минус компенсируют применением высокопрочных сплавов, которые хорошо выдерживают подобные нагрузки.
Признаки неисправности и причины
Одна из распространенных дефектов насоса ТНВД – заклинивание цилиндра в гильзе. Происходит поломка из-за попадания механических частиц, поступающих внутрь конструкции с дизельным топливом.
Типовые проблемы с плунжером:
- Трудности с запуском двигателя – причиной становится затрудненная подача топлива, из-за чего его объем недостаточен для нормальной работы агрегата.
- Снижение мощности, приемистости автомобиля – нередко владельцы машин жалуются на плавающие обороты, "провалы" в них при резком нажатии педали газа.
- Посторонние шумы при работе двигателя – проявляются даже без нагрузки, на "холостом ходу" или при медленном движении. Причины те же, нестабильная подача топлива.
Можно отнести к типовым проблемам ТНВД повышенный расход солярки. Такие признаки часто появляются, если при эксплуатации произошло частичное разрушение гильзы, отверстия на ней стали больше диаметром.
Заключение
Внедрение ТНВД с плунжерными парами стало революционным шагом в развитии дизельных двигателей. Они получили существенно меньшие габариты, высокий КПД, износостойкость даже в случае использования некачественного горючего.
F.A.Q.
Q: Какие задачи выполняет плунжерная пара в автомобиле?
A: Она является конструктивной частью топливного насоса ТНВД и создает в нем требуемое давление, дозирует подачу горючего в камеры сгорания двигателя.
Q: Что влияет на работоспособность плунжера?
A: Срок службы блока зависит от материала, из которого он изготовлен, от качества топлива, залитого в систему, от степени фильтрации перед подачей в двигатель.
Q: Можно ли отремонтировать ТНВД с плунжерной парой?
A: Блок меняют в сборе, т.к. при износе цилиндра и/или гильзы нарушается герметичность. Исправить проблему можно только в заводских условиях, поэтому рациональнее просто ставить новый.