Автомобильный термостат: назначение, устройство, принцип работы
Задачи сегодняшней статьи в том, чтобы простым языком, на примерах, рассказать читателю о термостатах. Что собой представляет автомобильный термостат, для чего служит и как самостоятельно проверить его на работоспособность.
Что такое автомобильный термостат и зачем он нужен
Роль термостата в работе двигателя внутреннего сгорания переоценить нереально. Это устройство регулирует температуру посредством перенаправления потока охлаждающей жидкости с малого круга на большой. По сути, автомобильный термостат — это клапан, срабатывающий при определенной температуре антифриза. Стоит остановиться на этом подробнее.
Важно! От работоспособности термостата зависит срок службы двигателя, а потому пренебрегать заменой этой важной детали авто при ее выходе из строя не стоит.
Работа термостата в системе охлаждения двигателя
Следует разобраться в устройстве и принципе работы автомобильных термостатов. Своевременное охлаждение двигателя — это важный момент. Холодный мотор будет работать с натугой, потреблять большее количество топлива. Да и температура воздуха в салоне напрямую зависит от прогрева ДВС.
Перегрев также ничего хорошего не сулит. Превышение допустимой температуры приведет к расширению металла и, как следствие, заклинивание мотора. После подобной неприятности без капитального ремонта (а значит и значительных трат) не обойтись. Да и он не всегда сможет помочь.
Основные типы термостатов по температуре открытия
Отличия устанавливаемых на авто термостатов по температуре открытия клапана зависят от климата, в котором будет работать двигатель. Градация здесь будет следующей:
- 5 0 С;
- 82 0 С;
- 88 0 С;
- 92 0 С.
Интересно! На автомобиль может быть установлен любой из приборов, ведь устройство и работа автомобильного термостата зависит от климатической зоны. Для эксплуатации в жарких странах это будет четвертый вариант, а на северах подойдет первый. Средние широты чаще оборудуются термостатами второго и третьего варианта.
Виды термостатов, устанавливаемых на авто
На двигатели могут устанавливаться термостаты различных видов:
- С одним клапаном;
- Двухступенчатые;
- С двумя клапанами;
- На электронном управлении.
Устройства с одним клапаном наиболее распространены. Именно о них и рассказывается в сегодняшней статье.
Самым же совершенным считается термостат на электронном управлении, температура срабатывания которого изменяется в зависимости от стиля вождения и нагрузки на ДВС.
Расположение термостата в автомобиле
Начинающие водители зачастую задаются вопросом — где находится термостат в авто? Однозначного ответа на него нет, все зависит от производителя транспортного средства, модели, марки. Но зачастую ориентиром служит головка блока цилиндров или входной патрубок помпы (насоса).
Интересно!
Первый термостат был установлен на автомобиль еще в 1922 году.Как устроен и работает автомобильный термостат
Разберем устройство автомобильного термостата. Система охлаждения двигателя представляет собой два контура, по которым помпа (насос) качает антифриз.
Во время прогрева мотора жидкость двигается по малому кругу не попадая в радиатор. так происходит, пока двигатель работает в щадящем режиме.
Пока мотор не напрягается, антифриз проходит по малому контуру, не попадая в радиатор.
Принцип работы термостата авто несложен. К примеру, водитель, поднимаясь в гору, нажимает на педаль акселератора и двигатель начинает работать в усиленном режиме. Температура мотора, как и охлаждающей жидкости повышается.
Нагрузка на двигатель приводит к повышению температуры антифриза.
Теперь в дело включается клапан термостата, который при низких температурах всегда закрыт. При небольшом нагреве он открывается наполовину. В результате охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор. При этом остывший антифриз смешивается с нагретым для того, чтобы двигатель не слишком сильно остывал.
Проходя через радиатор, охлаждающая жидкость остывает. В результате снижается и температура мотора.
Дальнейшая нагрузка и повышение температуры приводит к полному открытию клапана термостата.
Сильный нагрев жидкости. Клапан открыт полностью.
При полном открытии клапан перекрывает подачу перегревшейся жидкости к мотору. Теперь в двигатель поступает только охлажденный антифриз, что способствует быстрому снижению температуры.
Термостат перекрыл подачу горячего охладителя на двигатель. Теперь охлаждение происходит интенсивнее.
После того, как температура двигателя возвращается к нормальным отметкам, клапан вновь приходит в исходное состояние. Охлаждение вновь происходит посредством малого контура. В радиаторе жидкость не циркулирует.
Клапан вернулся в первоначальное положение, перекрыв циркуляцию по большому кругу.
Конструкция и основные компоненты
Принцип автомобильного термостата несложно описать словами. Однако для наглядности лучше привести пример на картинке, с отмеченными узлами этого устройства.
Глядя на изображение несложно разобраться в конструкции этой важной части ДВС.
Принцип работы термостата
Принцип работы термостата авто заключается в следующем. Внутри корпуса термостата расположен шток, на котором зафиксированы диски клапана. Именно они перекрывают или освобождают путь антифризу. Шток упирается в резиновую подушку, под которой располагается специальная смесь меди и воска. Этот состав по мере нагревания расширяется, воздействуя на стержень и перемещая диски клапана. При охлаждении смеси шток возвращается в исходное положение при помощи пружин.
Признаки неисправности термостата и способы их определения
Как определить, что термостат неисправен или работает некорректно? Признаком подобной поломки может служить отсутствие охлаждения двигателя при движении авто. В этом случае температуру двигатель наберет, а вот охлаждать его антифриз не будет, пока не заглушить машину. Это будет означать, что клапан не открывается и циркуляция охлаждающей жидкости происходит постоянно по малому контуру.
Обратной стороной такой поломки может стать недостаточный прогрев двигателя. Если клапан остался в открытом положении, то антифриз будет постоянно циркулировать по большому кругу системы, через радиатор. В этом случае о нагреве ДВС до необходимой температуры можно не думать.
Первый случай может привести к перегреву, заклиниванию двигателя. также это чревато прикипанием колец, в результате чего падение компрессии, а значит и тяги двигателя.
Второй вариант приведет к потере мощности, перерасходу топлива, быстрому снижению моторесурса ДВС. Да и ездить в холодное время года в неотапливаемом салоне довольно некомфортно.
Как понять, что термостат не работает?
Одним из признаков неисправности клапана системы охлаждения ДВС будет холодный воздух из дефлекторов печки при казалось бы прогретом моторе. кто-то может сказать, что проще посмотреть на стрелку датчика на приборной панели. Однако не все модели авто комплектуются подобными устройствами.
В этом случае по прошествии примерного времени, уходящего на прогрев, имеет смысл прикоснуться к патрубку, подходящему к радиатору. Если он остался холодным, то это верный признак выхода термостата из строя. Если же патрубок нагрелся, значит причина в циркуляции жидкости через радиатор печки.
Перегрев двигателя обнаруживается проще. Сигнальной лампой на приборной панели оборудуются все автомобили без исключения.
Также стоит обратить внимание и на потеки охлаждающей жидкости в районе термостата, если таковые имеются.
Три поломки термостата
Существует три варианта выхода термостата из строя (если не считать лопнувшего корпуса), а именно:
- Клин клапана в закрытом положении. При этом антифриз движется по малому контуру, что приводит к быстрому перегреву.
- Клин клапана в открытом положении — это чревато отсутствием нагрева ДВС.
- Заклинивание в полуоткрытом положении. В таком случае нагреваться двигатель будет долго. А если нагрелся, то остужать его будет сложно.
Проверка работоспособности термостата
Если появились подозрения в корректной работе термостата на авто, стоит произвести несложные действия. Простейшая проверка клапана производится в три этапа:
- Нужно обратить внимание на показания датчика температуры (при его наличии).
- Проверяется температура патрубков радиатора.
- Термостат снимается и проверяется в горячей воде на предмет срабатывания.
Для обеспечения последнего пункта неплохо иметь под рукой термометр для контроля температуры воды, при которой клапан сработает.
Выводы
Термостат в системе охлаждения автомобиля не просто деталь. Без него невозможно регулировать температуру двигателя в реальном времени. А чем оптимальнее для ДВС условия эксплуатации, тем больше его моторесурс.
Также значительную роль играет работоспособность термостата и в количестве расхода топлива, что сейчас для автомобилистов очень важно, учитывая рост цен на бензин.
Ответы на частые вопросы
Возникает множество вопросов на тему термостатов. Постараемся ответить на самые часто задаваемые.
Q: Можно ли ездить без термостата?
A: При поломке в дороге такой вариант приемлем, однако стоит учесть некоторые нюансы. при исключении термостата из системы стоит заглушить малый круг. Лучше доехать в холоде и с большим расходом топлива, нежели делать впоследствии капиталку ДВС. при первой возможности клапан необходимо установить на место.
Q: Когда стоит заменить термостат?
A: При подозрении на некорректную работу клапана, скачках температуры и т.п. желательно произвести замену узла, не дожидаясь последствий. Или, как вариант, возить с собой запасной термостат.
Q: Существуют ли временные рамки замены термостата?
A: Да. Специалисты рекомендуют замену клапана через 50-100 тыс. км. пробега либо три-пять лет эксплуатации.
Q: Какой температурный режим термостата лучше выбрать?
A: Всё зависит от погодных условий и заливаемой охлаждающей жидкости. Если заливается вода, то оптимальным выбором будет термостат на 70-95 0 С. При использовании антифриза этот показатель будет выше — 90-100 0 С.
Q: Как проверить работоспособность термостата практически?
A: В домашних условиях термостат можно проверить при помощи горячей воды и градусника, замеряя выход штока при разных режимах нагрева. Но такой способ не даст точных результатов, только приблизительные. Точная проверка агрегата возможна лишь в специализированных сервисах и при наличии необходимого оборудования.