Как снять дизельную форсунку самостоятельно: пошаговая инструкция
Инжекторные форсунки являются составными частями системы впрыска дизельного двигателя автомобиля. Во время эксплуатации эти приспособления выходят из строя и вызывают у автолюбителей массу вопросов о том, как снять форсунки на дизеле. В статье мы расскажем о самостоятельном демонтаже форсунок.
Что такое форсунки и где они расположены в двигателе
Эти трубки отвечают за подачу топлива под давлением в коллектор или непосредственно в камеру сгорания мотора. Там мелкие частицы топлива вылетают из сопла форсунки и смешиваются с воздухом.
Технически форсунка — электромагнитный клапан, который получает сигналы от блока управления мотором. При получении такого сигнала форсунка включает игольчатый клапан. Тот, в свою очередь, открывает или закрывает канал. Чем длиннее сигнал от блока управления, тем дольше останется открытым игольчатый клапан, и тем больше дизтоплива окажется в моторе.
- При центральном впрыске форсунка стоит перед заслонкой дросселя во впускном шланге.
- При распределенном впрыске каждый цилиндр мотора обслуживает своя форсунка, которую устанавливают в самом начале впускного шланга.
- При непосредственном впрыске форсунки прикреплены в верхней части стенок цилиндра, поэтому топливо оказывается сразу в камере сгорания.
Нормальную работу системы впрыска обеспечивают два вида форсунок: электромагнитные и пьезоэлектрические. Первые соединены с игольчатым клапаном, вторые приводятся в действие благодаря гидравлике.
Когда проверять и менять топливные форсунки
Оба типа форсунок — электромагнитные и пьезоэлектрические — должны быть настроены правильно. Если они износились, работают некорректно или покрылись лаковыми отложениями, это скажется на мощности двигателя и количестве потребляемого им топлива.
Признаки неисправности форсунок
- Тяга осталась прежней, а топливо тратится быстрее.
- Машину не получается сдвинуть с места без прогрева мотора.
- Выхлоп стал дымным, цвет дыма черный.
- Двигатель вибрирует, работает неровно на холостых оборотах.
- Со стороны глушителя доносятся хлопки.
- Во время движения автомобиль дергается, когда водитель прижимает педаль газа.
Важно
Лучше не доводить автомобиль до странного поведения и решить проблему с форсунками до появления признаков неисправности. В этом поможет своевременная проверка их состояния. Но если все таки случилось можете обратить внимание на нашу статью по определению и устранению неисравностей инжекторов.Регулярность проверки форсунок
Новые топливные форсунки рассчитаны европейскими производителями на 100-150 тыс. км пробега. В теории эти элементы промывают и чистят на стенде ультразвуком после каждых 100 км пробега. Но российское топливо содержит больше серы, чем европейское, поэтому проводить демонтаж и чистить форсунки желательно через каждые 30-40 тыс. км.
Обратите внимание!
Если автолюбитель пропускает сроки замены топливного фильтра — раз в 10 тыс. км. — форсунки придется снимать и чистить каждые 15 тыс. км.О неполадках в работе этих деталей говорят ошибки на бортовом компьютере.
Необходимые меры безопасности при снятии форсунки
Тому, кто собирается заняться самостоятельным демонтажем, очисткой и ремонтом топливных форсунок, пригодится плотная рабочая одежда и удобные ботинки, текстильные рабочие перчатки с прорезиненными ладонями для защиты рук от использованного моторного масла.
Обязательная мера предосторожности — включение тормоза и установка упора под каждое колесо автомобиля. Оба пункта важны, так как неподвижная машина может неожиданно покатиться при энергичном воздействии со стороны мастера. В такой ситуации легко травмироваться самому, задавить кого-нибудь, остаться без бампера или фар при столкновении машины с препятствием.
Рабочее место необходимо ярко подсветить, положить рядом с собой все необходимые инструменты и расходные материалы.
Подготовка к снятию форсунки: слив горючего, обеспечение доступа
Перед тем, как заменить форсунки на дизеле, предстоит слить горючее и обеспечить доступ к распылителям.
Слив горючего. Форсунки впрыскивают дизтопливо в мотор под высоким давлением. Если струя топлива ударит в человека, он получит ожог. Поэтому перед началом работы давление топлива снижают. Для этого нажимают на регулировочный клапан, расположенный на топливной рейке и ответственный за управление давлением горючего. В ответ на нажатие дизель потечет из рампы, и давление снизится.
Доступ к форсункам. Следующий шаг — демонтаж рампы с форсунками. Необходимо нажать на пружинную скобу, чтобы отсоединить разъемы с проводами. Далее крепление сдвигают отверткой вдоль топливной рампы и вынимают форсунки. Для этого деталь чуть покачивают или аккуратно поворачивают, поддевают отверткой резиновые уплотнители на корпусе и распылителе.
Обратите внимание!
Снятые уплотнители нужно выбросить и установить новые. Эти изделия не используют повторно.Очистка форсунки перед демонтажем: почему этот шаг лучше не пропускать
Если на момент проведения работ форсунка загрязнена только на 10-15%, очистки без снятия может оказаться достаточно для восстановления ее работоспособности. В таком случае снимать деталь не придется: проблема со странным поведением двигателя будет решена без дополнительных усилий. Еще чистка частично или полностью упрощает снятия прикипевших деталей, повышает скорость впрыска.
В автосервисах забитые форсунки дизельных моторов чистят ультразвуком на стенде. Ультразвуковая чистка убирает отложения не только с самих форсунок, но и с топливоприводов. Услуга доступна в сервисных центрах.
В условиях гаража можно сделать чистку с помощью специальной жидкости, рекомендованной производителем конкретного автомобиля, запасного бензонасоса, шланга, хомута и пластиковой бутылки.
Последовательность действий будет такой:
- Залить в бутылку литр очистительной жидкости на 2,5 л объема мотора.
- Вставить в бутылку шланг или натянуть его на горлышко и зафиксировать хомутом, соединить шланг с запасным бензонасосом.
- Прогреть мотор.
- Снять предохранитель бензинового насоса.
- Завести машину 3-4 раза, чтобы сбросить давление в топливной системе.
- Открепить шланг, по которому горючее течет к инжектору. На его место прикрепить бутылку.
- Привести в действие бензонасос, прогонять жидкость в течение 5 минут, затем заглушить мотор. Пяти минут достаточно для удаления отложений на форсунках.
- Завести двигатель на 30 минут, за это время иногда коротко поднимать обороты до 2,5 тыс./мин.
- Подсоединить обратно основной бензонасос.
- Завести мотор еще на 10 минут, чтобы сгорели остатки промывочного средства.
- Установить новые свечи зажигания, настроить их.
После промывки скорость впрыска увеличится, так как нагар и отложения смол растворятся на форсунках, стенках цилиндра, поршня, клапанов.
Обратите внимание!
Жидкости для очистки форсунок двигателя без снятия есть у LIQUI MOLY, Wynn"s, Carbon Clean. Конкретное средство подбирают не по цене и отзывам, а под характеристики конкретной машины.Инструменты, необходимые для снятия форсунки
Найдите и положите на расстоянии вытянутой руки:
- Съемник на случай закисания или прикипания трубки;
- Плоскогубцы;
- Комплект плоских и фигурных отверток для откручивания винтов и сдвигания креплений;
- 2-3 ключа, среди которых есть накидной инструмент для откручивания болтов;
- Жидкость для чистки карбюратора — поможет промыть форсунки без снятия;
- Дрель и сверла + метчик на случай высверливания остатков разрушенной прикипевшей форсунки и восстановления резьбы;
- Чистые сухие тряпки.
Как закрепить съемник на форсунке
Съемник или обратный молоток — приспособление для удаления топливных форсунок без снятия головки цилиндрового блока. Бывает ручным, гидравлическим и пневматическим. Его используют для извлечения деталей без резьбы, крепко застрявших в твердом нагаре. Для установки съемника форсунки открепляют от топливных шлангов и откручивают винты, которые держат форсунки.
Важно!
Устанавливать съемник не обязательно, если фиксирующие винты удается открутить отверткой. Но без него не обойтись при прикипании форсунок.В комплекте с ручным съемником идет либо набор резьбовых адаптеров, либо адаптер-вилка. Резьбовый адаптер жестко хватает обратный молоток и форсунку, вилка держит форсунку не жестко.
Если есть адаптер-вилка:
- Соединить съемник с вилкой.
- Крепко схватить вилкой застрявшую форсунку.
- Бить обратным молотком до тех пор, пока деталь не поддастся.
Если в комплекте идет резьбовый адаптер:
- Отсоединить от форсунки электронику.
- Выбрать адаптер нужного диаметра с подходящей резьбой.
- Соединить адаптер и съемник.
- Бить по форсунке обратным молотком до извлечения.
Пошаговая инструкция по снятию форсунки
Итак, перед тем, как снять топливную форсунку дизеля, следует почистить деталь вышеописанным способом, чтобы избавиться от нагара. Форсунки расположены на топливной рампе в количестве, соответствующем количеству цилиндров мотора.
Полный процесс демонтажа деталей выглядит так:
- Нажать на клапан давления на топливной рампе, спустить давление.
- Отсоединить провода и разъемы.
- Снять рампу.
- Пододвинуть отверткой зажим так, чтобы он шел вдоль рампы.
- Покачать форсунки и вынуть их. Воспользоваться обратным молотком, если форсунки прикипели. Выдергивать детали плоскогубцами нельзя, чтобы не повредить головки цилиндров.
- Снять уплотнительные кольца.
Особенности демонтажа форсунок Common Rail
Форсунки типа Common Rail длинее остальных и имеют более слабые крепления. Такая конструкция связана с установкой многоклапанных дизельных моторов, у которых есть проблемы с заводской установкой форсунок непосредственно в камеру сгорания.
Демонтаж и монтаж элементов топливной аппаратуры Common Rail имеет нюансы:
- Перед снятием такие форсунки всегда промывают (чем промыть форсунки?), тщательно прогревают мотор. Очень желательно выявить ошибки бортовой электроники и снимать детали только после их исправления.
- Перед демонтажем мотор прогревают, заливают детали смазкой WD-40 и оставляют на полчаса. Затем пытаются открутить болты и извлечь форсунки по направлению вдоль оси, без покачиваний из стороны в сторону.
- Если справиться с болтами не получается, нужно ехать в автосервис.
Важно!
К форсункам Common Rail ни в коем случае не применяется съемник. По ним нельзя бить, выдергивать изо всех сил, шатать и наклонять. Неправильно извлеченная деталь потеряет форму, и ее придется менять. Еще хуже, если запчасть лопнет внутри головки блока цилиндров (ГБЦ). Ремонт ГБЦ будет стоить дорого и отнимет время.Возможные сложности при снятии и как их решить
Если резьба форсунки сильно закисла — а это часто случается с дизельными моторами старых автомобилей из-за конденсата и выхлопных газов — использование съемника приведет к растрескиванию корпуса детали. На такой случай пригодится дрель. Нужно высверлить застрявший в колодце кусок корпуса форсунки и воспользоваться метчиком для создания новой резьбы.
Другая проблема — разрушение головки блока цилиндров из-за неумелых или агрессивных попыток снятия форсунки. Для восстановления ГБЦ придется искать опытных мастеров с оборудованием.
Обратите внимание!
Засорение форсунки можно устранить, но часто лучше заменить старую деталь новой. Очень грязные, старые, закисшие, прикипевшие элементы вряд ли не начнут работать лучше после промывки.Как открутить "прикипевшую" форсунку
Для демонтажа приварившихся или очень сильно закисших форсунок может подойти гидроцилиндр на 20 тонн. Это мощный инструмент, которым пользуются работники автосервисов. В такой ситуации лучше обратиться к ним.
Высока вероятность того, что прикипевшую форсунку мастерам придется вынимать из ГБЦ по кускам, так как во время ударов съемником может оторваться электрическая часть детали.
Проверка и тестирование форсунки до и после снятия
Для проверки форсунок можно воспользоваться разными способами.
Прислушаться к шумам, издаваемым работающим двигателем. Это незатейливый метод проверки, не предполагающий снятия детали. Если форсунка тонко свистит, значит, она неисправна и нуждается в чистке или демонтаже с заменой.
Последовательное отсоединение разъемов. Если элементы системы впрыска забились, двигатель будет вибрировать. Чтобы найти проблемную форсунку, нужно отсоединять по одному разъему. Если обороты упали, форсунка исправна, если не упали — забитая деталь обнаружена.
Проверка аккумулятором. АКБ подскажет, как и в каком объеме впрыскивается дизель. На каждую из клемм аккумулятора "сажают" по проводу. Отключают колодку питания и соединяют свободные концы проводов с инжекторами. Запускают двигатель и следят, какое количество горючего будет распыляться из каждого сопла. Чем сильнее течет форсунка, тем сильнее она забита.
Воспользоваться тестером. Мультиметр показывает сопротивление на деталях системы впрыска. Если фактическое сопротивление на форсунках с высоким номинальным сопротивлением отличается от показателя 11-17 Ом, деталь нужно чистить или менять. Для трубок с номинально низким сопротивлением этот показатель составляет 2-5 Ом. Еще проверить, поступает ли ток на детали системы впрыска. Если поступает, форсунка работает правильно.
Установка исправной запчасти взамен потенциально неисправной. На место предполагаемой забитой форсунки можно установить новую. Если поведение автомобиля станет нормальным, старая форсунка неисправна и требует замены.
Пошаговая инструкция по установке форсунки на место
- Если был снят топливный насос, его возвращают на прежнее место.
- Меняют топливный фильтр, соединяют с топливным насосом.
- Возвращают топливную рампу, соединяют с насосом.
- Монтируют форсунки одну за одной, соблюдая моменты затяжки, сохраняя правильное положение. Это критически важно при работе с форсунками типа Common Rail, которые деформируются при перекосе и влекут за собой утечки горючего.
- Помещают топливоприводы между рампой и форсунками, закручивают штуцера с определенным моментом.
- Прокачивают топливную систему: зажимают гайки на форсунках, коротко заводят мотор и следят, течет ли горючее с незажатых гаек. Аккуратно подтягивают их до устранения течи.
Момент затяжки гаек крепления форсунки
При затяжке гайки следует повернуть распылитель против направления накручивания гайки. Деталь поворачивают, пока она не упрется в фиксирующие штифты. Распылитель держат одной рукой, наворачивают гайку свободной и затягивают.
Рекомендуемый момент затяжки распылителя — 65 Н*м, штуцера - 85-95 Н*м.
Запуск и проверка работы двигателя после замены форсунки
После установки новых форсунок включают мотор на холостых оборотах на 2 минуты, плавно нажимают на газ и прислушиваются. Если посторонних звуков нет, греют мотор до +80*С и используют прибор для диагностики ошибок. Новые коды форсунок вносят в ЭБУ машины.
Затем проверяют, нет ли подтеков горючего или масла, и отправляются в тест-поездку по асфальтированной дороге. В пути меняют режимы работы автомобиля и следят, не появляются ли посторонние звуки. Если все хорошо, машину водят как обычно, но без резких стартов и агрессивных обгонов. В первое время после замены форсунок мотор может внезапно заглохнуть в каком-либо из режимов. Аккуратное вождение защитит от аварий.
Советы опытных автомехаников
- Топливные форсунки лучше чистить в автосервисе на стенде, чтобы избавить от всего нагара и снизить вероятность разрушения в процессе демонтажа.
- Форсунки не любят воду, кустарный дизель и металлическую стружку из топливного насоса. Современные дизели заправляют только на АЗС, так как их система впрыска чувствительна к качеству горючего.
- Нельзя ездить с горящей красной лампочкой, т.е. с пустым баком. Если дело происходит зимой, в мотор будет затянут не только осадок со дна, но и конденсат со стенок бака. В систему попадет воздух, насос начнет делать металлическую стружку, а плунжер включится в сухом режиме. Все это быстро уничтожит даже новые форсунки.
- Топливный бак необходимо снимать и промывать хотя бы раз в год, так как он постепенно заполняется песком, осадком и грязью.
- В СНГ топливные фильтры меняют каждые 10 тыс. км пробега, даже если в инструкции к автомобилю указан гораздо больший временной интервал.
Выводы и рекомендации по снятию форсунок
Перед демонтажем элементов топливной системы важно стравить давление, чтобы не обжечься струей дизеля при снятии деталей.
Владельцу старого дизельного автомобиля почти наверняка пригодится ручной съемник для извлечения закисших форсунок. Это полезный инструмент автолюбителя, который можно использовать для разных задач. Но не все запчасти допустимо бить съемником — например, элементы типа Common Rail разрушаются от ударов, и их приходится доставать из колодца по частям.
Если форсунки "прикипели", лучше сразу ехать в автосервис. Самостоятельный демонтаж отнимет очень много усилий и времени. Кроме того, есть риск повредить ГБЦ и дорого заплатить за восстановление.
Ответы на популярные вопросы по теме
Q: Как подобрать АЗС с качественным дизелем, чтобы продлить срок службы форсунок?
A: Резать старый топливный фильтр после установки нового. Он не должен быть забит больше, чем на 60%. Если фильтр очень сильно забился, придется снимать и промывать бак и заправляться в другом месте.
Q: Как защитить форсунки от поломки?
A: Пользоваться фильтром тонкой очистки, который задержит остатки грязи после штатного фильтра и убережет распылители от заполнения нагаром.
Q: Перед наступлением зимы можно поставить на фильтр греющий бандаж, чтобы парафиновые частицы из топлива не забивали распылитель.
A: Зимой заправляются только зимним дизельным топливом на проверенных АЗС.
Q: В топливную систему попала влага — что делать?
A: Снимать форсунки, чистить и устанавливать обратно. Очень важно проследить, чтобы они не были ржавыми, так как это резко ускорит износ деталей.