Проблема «черного дыма» у дизельных автомобилей: способы решения
Опытные водители знают, что характер выхлопа может свидетельствовать о неполадках мотора. Причем, это утверждение справедливо как для дизельных, так и для бензиновых агрегатов.
В то же время, черный дым на дизеле — более частое явление, которое обычно происходит из-за неполного сгорания топлива. Причин такой ситуации может быть несколько, включая сбои электроники и неполадки всевозможных датчиков. Ниже подробно рассмотрим не только источники неисправности, но и определимся с наиболее эффективными способами решения этой проблемы.
Примечание
Явление черного дыма на дизеле встречается чаще из-за специфики работы таких агрегатов. У бензинового двигателя, когда не сгорает топливо, обычно сразу забиваются свечи, и он глохнет.Чем опасен черный дым?
Прежде чем, разбираться с проблемой черного дыма из выхлопной трубы дизеля, не лишним будет понять, чем он опасен для нас и окружающей среды. Трудно оспорить, что темный выхлоп неблагоприятно сказывается как на экологии, так и на здоровье, людей, птиц и животных. Вдыхание даже небольшой его порции может вызвать тошноту и головокружение.
Наиболее вредными являются различные оксиды азота (NOx) и сажа, вернее ее производные — ультрадисперсные частицы, которые выбрасываются в атмосферу через трубу автомобиля в виде густого выхлопа темного цвета.
Причины появления и способы устранения черного дыма
Чаще дизель дымит черным дымом по таким причинам:
- Заправка топливом низкого качества.
- В горючей смеси недостаточное количество воздуха.
- Неправильно отрегулирована топливная система.
- Уровень компрессии в цилиндрах ниже допустимого.
- Засорение или износ форсунок.
- Другие неполадки.
Примечательно, что для каждой причины черного дыма у дизеля существуют различные способы устранения. Поэтому, рассмотрим их отдельно.
Некачественное дизельное топливо
Если после заправки на АЗС топлива, появился черный дым дизельного двигателя, вероятно, на этой станции продают некачественную солярку. По статистике, именно недоброкачественное дизтопливо составляет львиную долю причин не только темного выхлопа, но и выхода из строя силовых агрегатов.
Перед заправкой рекомендуется всегда проверять октановое число солярки. Допустимая норма 40–55 единиц. Не лишним будет проконтролировать цвет, а также наличие всевозможных примесей и осадков. Нормальным считается дизтопливо голубоватого оттенка.
Все другие цвета должны настораживать:
- Зеленоватый — горючее разбавлено.
- Красноватый — нарушение условий транспортировки или хранения.
- Коричневатый — в солярке есть примесь печного топлива.
Примечание
По нормам евростандарта качественным считается чистое и прозрачное дизтопливо с октановым числом 48 единиц.Нехватка воздуха
Если после заправки качественным топливом из дизеля идет черный дым, возможно в цилиндры поступает недостаточно воздуха.
Причин такой ситуации может быть несколько:
- Игнорирование срока замены воздушного фильтра или он засорился после поездки в условиях высокой запыленности воздуха. Обычно, в таких случаях мотор не дымит на холостом ходу. Черный выхлоп появляется при резком нажатии на педаль газа, увеличении нагрузки.
Примечание
На современных автомобилях предусмотрены специальные датчики. Они контролируют уровень сопротивления во впускном тракте. При чрезмерно засорении фильтра ограничивается подача топлива, высвечивается Check Engine.- Неисправность системы наддува из-за разгерметизации контура, выхода из строя турбины, вакуумного насоса, интеркулера, засорения патрубков, сажевого фильтра или катализатора.
В первом случае для устранения проблемы достаточно заменить воздушный фильтр. А чтобы определить точную причину неисправности в системе наддува и правильно ее устранить, лучше выполнить диагностику автомобиля в специализированном автосервисе. Профильный мастер оперативно определит источник неполадок и предоставит рекомендации по его устранению.
Разрегулирована топливная система
Нередко причиной черного дыма дизельного двигателя является разбалансировка элементов системы питания, когда момент впрыска не совпадает с верхним положением поршня. Плюс к этому, требуется тщательная настройка и насосов-форсунок.
Обычно темный выхлоп происходит при позднем впрыске, когда топливо сгорает при движении поршня вниз, вдогонку. Иногда поздняя подача горючего происходит при наличии воздушных пузырей, когда плунжер сначала захватывает и подает воздух, а потом топливо.
Неправильно скорректированное давление впрыска чаще провоцирует перелив топлива, чем тоже вызывает появление черного выхлопа. Точно определить причины неисправности можно только в процессе комплексной диагностики дизельного двигателя. По ее результатам составляется список работ, необходимых для их устранения с последующей регулировкой топливной аппаратуры на специальном стенде.
Низкий уровень компрессии
Довольно часто причина, почему черный дым из дизеля, кроется в недостаточной компрессии из-за износа деталей цилиндропоршневой группы. Причем, интенсивность темноты выхлопа пропорциональна степени выработки. На первых стадиях оттенок серый, потом серо-черный и т.д.
Однако, в этом случае более важным является не цвет выхлопа, а повышение расхода масла, проблемы с запуском и другие негативные последствия. В критической ситуации, когда например, происходит залипание колец в одном из цилиндров, топливо начинает стекать по стенкам в картер, где смешивается с маслом.
В последующем пары кратерных газов — смеси смазки и солярки всасываются обратно в цилиндры. При сгорании такого горючего образуется большое количество сажи, формирующей черный выхлоп.
Иногда отсутствие компрессии может быть спровоцировано неплотным примыканием или прогоранием клапанов газораспределения. В любом случае, для установления причин неполадок, нужно сделать диагностику. Обычно проблема устраняется путем замены колец и других элементов цилиндропоршневой группы, которые выработали назначенный ресурс.
Примечание
Для дизельных двигателей нормальным считается компрессия в пределах 20–32 кг/см2.. А чтобы мотор легко запускался даже на морозе –35оС, лучше обеспечить показатель 35– 40 кг/см2. Подробнее про замеры давления можно почитать в нашей статье.Зaбилиcь фopcунки
Если из дизеля валит черным дымом, вполне вероятно, что забились форсунки. Такое происходит из-за выработки ресурса или заправки низкокачественным топливом. В среднем форсунки исправно работают около 150 тысяч пробега, хотя фирменные изделия способны пройти и в два раза больше километров.
Срок службы также зависит от соблюдения регламента техобслуживания, в частности, касающегося замены топливных фильтров.
Проблема с засорением форсунок решается двумя способами: чисткой или заменой новыми деталями. Это можно выполнить как своими руками, так и в автосервисе. Подробнее про чистку форсунок можете почитать в нашей статье.
Другие причины
В числе других причин, по которым идет черный дым из дизеля при запуске или нажатии на педаль газа, особого внимания заслуживают неполадки клапана системы ЕГР (единой газовой рециркуляции). Он может разрушиться или залипнуть. В любом случае, это приводит к чрезмерному выбросу оксидов азота в атмосферу. Обычно проблема решается путем замены поврежденной запчасти.
Заключение
В большинстве случаев причин, когда дизельный двигатель дымит черным дымом, бывает несколько. Такое происходит из-за того, что даже незначительные неполадки при их игнорировании начинают не только интенсивно прогрессировать, но и провоцируют появление других неисправностей.
Поэтому, при первых признаках, сбоев или отклонений в работе дизеля, нужно оперативно выполнить диагностику и современно устранить их источники на ранней стадии развития. При отсутствии должной квалификации и опыта, лучше доверить эту работу профессионалам.